Авторский проект психолога и терапевта искусствами Софии Королевой
Психологическая палитра
Обновления в блоге

Никакого спама, гарантируем!

Арткинотерапия как способ психотерапевтической работы с современными подростками

Аннотация

В статье представлен опыт применения авторской  арт-терапевтической методики  «Арткинотерапия» в психологической работе с подростками в школе.

This article presents the author’s art therapy method named “ArtCineTherapy” and describes how it is used in psychological work with teenagers in high school.

Ключевые слова

Арт-терапия, арткинотерапия, подростки, трудности в социальном взаимодействии  у подростков, видеоролик, киноискусство.

Art therapy, ArtCineTherapy, teenagers, difficulties in social interaction among teenagers, video, cinema.

Необходимость психологической и психотерапевтической работы с современными подростками, испытывающими значительные трудности в социальном взаимодействии, не вызывает сомнений. Проблема состоит в выборе методов и методик, способных привлечь подростков к психологической работе, вызвать интерес и мотивировать на достаточно длительный и напряженный процесс проработки внутренних конфликтов и переживаний.

В практике работы с подростками хорошо зарекомендовал себя метод арт-терапии [4]. Чтобы обеспечить учет индивидуальных запросов и предпочтений разных групп подростков, арсенал арт-терапевтических методик должен быть достаточно велик.

Особую группу составляют подростки, которые наиболее комфортно чувствуют себя в медиа-среде. Вся коммуникация и самопредъявление таких подростков часто сосредоточено в социальных сетях. Реальное общение сводится к минимуму.

Читать далее…

Такие подростки, как правило, хорошо владеют современными компьютерными технологиями, отлично пользуются мультимедийными средствами, цифровой фотографией, видеозаписью и др.

Нам представляется, что для организации арт-терапевтической работы с такими подростками наиболее привлекательным и эффективным может быть обращение к творческой деятельности, реализующейся средствами современных компьютерных технологий. Исходя из этого предположения, мы разработали методику «Арткинотерапия». В этой статье мы представим ее и опишем опыт применения  в работе с подростками.

Методика

Арткинотерапия (сокращенно  АКТ) – это методика арт-терапии, которая использует язык киноискусства как инструмент для творческого отображения и переработки  трудных жизненных ситуаций.

В процессе АКТ клиент вовлекается в совместную с психотерапевтом деятельность по созданию творческого продукта (фильма). Идея и замысел творческого продукта принадлежит клиенту, терапевт оказывает помощь в развитии и  реализации идеи. Таким образом, АКТ предполагает получение на выходе некого высокотехнологического авторского арт-продукта, имеющего завершенную форму, отражающего значимые переживания клиента-автора и автобиографическое содержание.

В ходе работы необходимо найти личностно значимую для автора тему, подобрать те образы, которые наилучшим образом выразят её, обозначить, какое настроение должен передавать продукт, какие чувства вызывать. На основе этого создается сценарий видеоролика, в котором представляется развитие идеи, пути ее раскрытия и финал. В сценарии учитывается, от чьего лица идет повествование, где происходит действие, какую реальность оно отражает (внутреннюю или внешнюю), какие акценты расставляются, кому адресовано авторское послание в фильме. Необходимые сцены режиссируются и снимаются на видеокамеру. Затем материал отбирается и монтируется в соответствии с замыслом: продумывается последовательность предъявления образов, сочетание тех или иных фрагментов или образов, динамические характеристики (темп и ритм смены кадров), цветовая насыщенность, музыкальное сопровождение, закадровый текст, дополнительные эффекты, разные планы.

Очень важно, что за каждым этапом творческого процесса создания видеоролика стоит психотерапевтическое содержание. Арткинотерапия представляет собой деятельность по созданию творческого продукта средствами кино, вместе с тем, по содержанию она является психотехникой, которая основывается на разработанной Ф.Е.Василюком системе «понимающей психотерапии» и опирается на  выделенные  им уровни функционирования сознания. [2].  Содержание и этапы психотерапевтической работы представим в таблице.

Табл. Содержание и этапы психотерапевтической работы

Этапы создания авторского фильма Задачи психотерапевтичес-кой работы Содержание внутренних процессов Уровни функционирования сознания Личностные изменения
Создание компьютерной самопрезента-ции (подгото-вительный этап) Знакомство, установление контакта, заключение психотерапевтическо-го контракта Структурирова-ние собствен-ного опыта Уровень сознавания

 

 

 

 

Личный опыт получает имя и обретает смысл
Прояснение проблемы, запроса, жалобы Уровень непосредственного переживания
1.Формулиро-вка общего замысла, поиск образов, отвечающих замыслу Прояснение проблемы, интермодальная терапия выразительными искусствами

 

Погружение в себя, в пережи-вание

 

Уровень непосредственного переживания и уровень бессознательного Проявляется стремление к творчеству; происходит раскрытие индивидуальности, способностей личности
2. Создание сценария

 

Выстраивание автобиографического нарратива Осознание, работа форму-лировки,дистан-цирование от переживания Уровень сознавания и уровень рефлексии Повышается уровень осознанности своей жизни; развивается рефлексия;
3. Воплощение сценария

 

Терапия творческим самовыражением в совместной деятельности, расширение смыслового поля клиента и терапевта Большее абстрагирова-ние от переживаний «лирического героя»

 

Уровень бессознательного и уровень сознавания Усиливается чувство реальности, ответственности
4. Просмотр и обсуждение, окончательное именование

 

Полное отстранение от переживания, принятие переживания, сохранение и встраивание его в структуру своей личности. Анализ соответствия продукта себе. Прояснение моментов в фильме; взгляд на себя со стороны, диссоциация.

Осмысление, всего контекста жизни в целом

Уровень рефлексии и уровень сознавания

 

Повышается осознанность своей жизни; усиливается автономность
5. Демонстра-ция автобио-графического фильма зрителям Самопознание и самопринятие через отражение в других людях

 

Смыслострои-тельство, само-презентация и самоутвержде-ние, обретение нового ресурса Уровень рефлексии и уровень переживания Формируется адекватная самооценка: уверенность в себе и критичность к себе

Как видно из описания методики, помимо психотерапевтического потенциала, она обладает также очень мощным развивающим потенциалом, так как стимулирует у клиента развитие рефлексии, расширяет взгляд на мир и самого себя, способствует самопознанию, самовыражению и самоутверждению.

Методика арткинотерапии разрабатывается нами с 2003 года. Впервые она была апробирована в 2004 году в рамках подготовки выпускной квалификационной работы [3]. Первой клиенткой (испытуемой) была 15-летняя девушка-подросток, а затем методика успешно применялась в индивидуальной работе со взрослыми. В 2008 году она была впервые апробирована в формате групповой работы со студентами-психологами [5].

В 2009 году нам представилась возможность работать по этой методике с подростками в школе [1]. Один случай из практики применения арткинотерапии в школе мы хотим представить в этой статье.

Из опыта применения АКТ в работе с подростками

В школе работала арт-терапевтическая студия «Сам себе режиссер». Учащимся было предложено снимать авторские фильмы и демонстрировать их в конце учебного года на открытом школьном арт-фестивале. На предложение  одной из первых откликнулась девушка 16 лет, которая объяснила свое стремление участвовать в проекте желанием попробовать себя в новом виде творчества и «снять философское кино, чтобы заставить зрителей задуматься». Здесь важно отметить, что эта девушка имела значительные трудности в общении со сверстниками, которые  могли иметь объективные причины: у девушки  были проблемы в речевом развитии, и до 5-го класса она училась в коррекционном классе. Возможно, этим объясняется ее стремление проявлять себя в творчестве «без слов». В таком случае, желание участвовать в нашем арт-терапевтическом проекте и представлять свой фильм на фестивале уже является большим шагом в области принятия себя и самовыражения.

Работа над фильмом шла в течение учебного года (1-2 раза в неделю). На арткинотерапевтических сессиях велась аудиозапись, которая расшифровывалась и анализировалась. После прохождения основных этапов работы с клиентом проводились глубинные полуструктурированные интервью.

На первом этапе работы (прояснение проблемы и формулировка замысла) клиентка была довольно скована, скупа в выражениях. Вопросы, требующие рефлексии, часто просто ставили ее в тупик. Обращаться к собственному внутреннему миру и проблематике своей жизни испытуемой не хотелось, но хотелось снять кино об общечеловеческих ценностях. Феноменологически её поведение можно описать как «замороженное и зажатое». Для подростка, особенно для замкнутого и недемонстративного, сложно раскрывать свою  проблему публично.

Первые замыслы фильма касались поиска истины в разговорах с Богом, рассмотрение 10 заповедей. Спустя некоторое время у клиентки все-таки появилась личностно значимая тема, которая касалась и моральных норм, и ее самой – детское воровство.

Далее испытуемая, кажется, даже с некоторым облегчением от того, что не придется больше говорить о себе, перешла к этапу разработки сценария.

При разработке литературного сценария (второй этап работы) клиентка продемонстрировала высокую заинтересованность и ответственность. Однако ей с большим трудом удавалось подбирать слова, что заставило её, отталкиваясь от личного опыта, обратиться к книгам по проблеме детского воровства в литературе, психологии и киноискусстве. На основе этой работы сформировался замысел (общая канва фильма). По замыслу в фильме предполагалось отразить, как девушка-подросток от скуки берет деньги у родителей и идет развлекаться с подругой в торговый центр. Вечером, когда пропажа обнаруживается, родители сообщают ей, что деньги были отложены на операцию бабушки. В переживаниях и размышлениях подростка предстаёт бабушка, которая даёт внучке прощение и напутствие.

Работа со сценарием заставила клиентку приблизиться к уровню непосредственного переживания (по Ф.Е. Василюку). Это явно было видно при создании диалогов, когда приходилось заново переживать и вчувствоваться в суть проблемы, чтоб наиболее точно передать чувства героев в этой ситуации, а также вызвать подобные чувства у зрителя. Именно на этом этапе отчетливее всего было видно, как клиентка начинает осознавать механизм образования переживания. Кульминационная сцена (диалог с родителями по поводу кражи) переписывалась испытуемой около пяти раз, потому что она старалась максимально точно передать именно то чувство вины, ту горечь, которая возникла в момент раскрытия кражи. Перебирая варианты, она отбросила идею скандала с родителями с упреками и наказанием, и пришла к тому, что наибольшую «горечь в душе» вызывает ситуация, когда родители не обвиняют, а просто констатируют факт кражи и то, что украденные деньги были отложены на операцию бабушки, но сами переживают это. Таким образом, автор фильма в каком-то смысле заново открывает «феномен горькой конфеты» связанный с «первым рождением личности» (А.Н. Леонтьев) или появлением «социального индивида» (В.В. Петухов). Это само по себе является ценным результатом работы.

Заданная необходимость воплотить свои мысли в творческий продукт способствовала тому, что клиентка нашла позицию, в которой она не просто сосредоточена на своих переживаниях, а обращается к другим и старается передать свой опыт. Фильм, как говорила сама клиентка, — «шанс задуматься другим, ну, может, не все в курсе, что может быть хороший человек, и, бац, взял, на него нашло, и взял деньги».

На третьем этапе работы клиентка превратилась в режиссера, которому нужно воплотить сценарий в экранных образах, передав актерам значимое содержание в четких инструкциях. Перед ней встала необходимость расписать характеры героев и образы, которые должны им соответствовать, а затем подбирать актеров из своих знакомых. Перед клиентом-режиссером встала нелегкая задача: разъяснить актерам, как им передать именно то чувство, которое нужно. И девушка, только недавно с трудом выражавшая свои мысли, начинает подбирать четкие и понятные слова – инструкции своим непрофессиональным актерам. Клиентка-режиссер осознает и отмечает для себя нехватку некоторых личностных качеств для продуктивного взаимодействия с актерами и необходимость их развивать: «Ну да, надо в следующий раз проявить настойчивость и характер».

Важным для себя приобретением за время работы над фильмом клиентка считает развитие воображения и такие социальные навыки, как умение руководить другими людьми.

На этапе воплощения сценария (третий этап) хорошо заметен поворот клиентки от сосредоточенности на своих переживаниях к  сосредоточенности на процессе создания фильма. Теперь она превращается  в режиссера-оператора, который не только руководит актерами, но и выбирает кадры. Здесь в полной мере развернулись творческие способности клиентки, которая раньше очень увлекалась фотографией, а теперь хотела снять свой фильм. В поисках красивых планов и удачных ракурсов она дистанцировалась от переживания, заложенного в фильме, и с большой увлеченностью эстетически переработала столь болезненную тему. Именно на этом этапе произошло разотождествление героя и автора, а клиентка полностью отдает себя работе над фильмом. Нам кажется, что именно здесь максимально раскрылся творческий потенциал ее личности, и мы увидели человека радостного, уверенного, увлеченного, целеустремленного, ответственного.

Монтаж фильма требует от клиента-режиссера особой внимательности к мелочам и к деталям. Здесь перед нами предстал совсем не тот клиент и не тот режиссер, что был раньше. Теперь это внимательный, сосредоточенный человек, который кропотливо трудится и выверяет неточности в своей работе, старается их исправить посредствам видеомонтажа. Здесь появился внутренний критик, который хочет, чтоб работа была доведена до совершенства, здесь получает свое развитие способность отличать более тонкие оттенки, дифференцировать чувства.

На этом этапе воплощения сценария, по сравнению с этапом поиска образов, клиентка свободнее выражает свои чувства и прослеживает некоторые изменения в своем эмоциональном состоянии.

Особенно явно заметна «выросшая» в процессе арткинотерапии дифференцированность чувств на этапе озвучивания, когда клиентка демонстрирует уже вполне осознанную способность отличать, какая музыка каким чувствам соответствует. Она демонстрирует это пока не на уровне слов, но на уровне своих внутренних ощущений соответствия-несоответствия, обозначая, какая музыка подходит, а какая не подходит для выражения того или иного состояния души.

Этап просмотра отснятого материала (четвертый этап) опять возвращает испытуемую к работе над своими переживаниями. В интервью клиентка отмечает, что изменились чувства и отношение к отснятому материалу, что злость сменилась на другие чувства, не столь яркие и негативные.

И вот, наконец, завершающий этап работы над фильмом – окончательное именование. Этот момент является значимым и существенным элементом работы над фильмом. На этом этапе всё содержание фильма в целом заново осмысливается. Здесь смысл, «нащупанный» клиентом в процессе арт-терапии, наконец приобретает имя. Клиентка назвала фильм «Горечь души». Выбор этого названия дался ей непросто. Но все же оно было найдено, и вся деятельность структурировалась благодаря этому имени и приобрела смысл.

Последний этап — демонстрация картины зрителям — оказал особое влияние на формирование самоуважения и самопринятия клиентки. Она готовилась к премьере, как к некому таинству, чувствовалась большая значимость происходящего для нее, она говорила: «Кажется, теперь я прославлюсь на всю школу!». Клиентка приготовила приглашения и раздала их тем, кого хотела видеть на премьере. На наш взгляд, положительным свидетельством раскрытия творческого потенциала личности является тот факт, что сразу после премьеры клиентка вместе со своей «съемочной группой» принялась придумывать сценарий к новому фильму.

Из анализа протоколов записей арт-терапевтических сессий прослеживаются некоторые изменения во взаимодействии с арт-терапевтом: если в начале испытуемая была «заморожена», пассивна в обсуждении своего фильма, часто отвечала невпопад, то к концу появляется большая заинтересованность стремление активно участвовать в разговоре, донести свою позицию. Возможно, этому способствовало взаимодействие с актерами с позиции режиссера, необходимость доходчиво объяснить свою точку зрения.

Таким образом, в конце работы перед нами предстал человек более раскованный, активный, жизнерадостный, нацеленный на самореализацию в творчестве, имеющий достаточно устойчивые социальные связи, вполне уверенный в себе, но в тоже время достаточно критичный; ощущающий успех и принятие окружающими, человек успешный и осознающий, рассуждающий.

На наш взгляд, этот случай в целом можно рассматривать как работу переживания чувства вины с помощью творчества, то есть клиентка совершает эстетическую работу над своей собственной жизнью (по Ф.Е. Василюку). Содержание фильма демонстрирует нам иерархизацию мотивов, рождение личностного смысла, определение ценностей и расстановку приоритетов, здесь происходит факт осознания, что может расцениваться как свидетельство «второго рождения личности» присущего подростковому возрасту. Кроме того, методика ставит клиента в такие условия, что он волей-неволей вынужден уже не только осознавать сам, что с ним происходит, но и объяснять другим, учить их чувствовать тоже, что провоцирует процессы сознавания, с одной стороны, и обогащение социальных связей с миром, включение в систему общественных отношений, с другой.

В заключение отметим, что данная методика действительно оказывается привлекательной для современных подростков, мотивирует их на длительную и глубокую работу со своим внутренним миром. Психотерапевтический потенциал методики раскрывается в процессе осмысления подростком своих ценностных ориентиров, разрешении внутренних конфликтов, соприкосновении со своими чувствами.

Развивающий потенциал методики раскрывается в повышении уровня рефлексии, формировании социальных навыков, обретении новых средств самовыражения.

Нам кажется возможным применение методики и в психологической профилактике компьютерной зависимости у подростков.

Литература:

  1. Белякова, Е.А. Личностные изменения в процессе арт-терапии (на примере методики создания авторского фильма) [Текст]: выпускная квалификационная работа / Е.А.Белякова – МГППУ – Москва, 2010.
  2. Василюк, Ф. Е. Структура и специфика теории понимающей психотерапии [Текст]/ Ф.Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал.— 2008.— № 1. – С. 5-33.
  3. Гончарова, С.А. Авторская киноанимация как метод психотерапевтической помощи [Текст]: выпускная квалификационная работа /С.А.Гончарова – МГППУ – Москва, 2006.
  4. Копытин, А.И., Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков [Текст]/А.И.Копытин, Е.Е. Свистовския. – М.: Когито — Центр, 2007.
  5. Королева, С.А. Арткинотерапия как метод работы со взрослыми, подростками и семьей [Текст]/ С.А.Королева // Семейная психология и семейная терапия. – 2012. — №2. – С. 100-109.

*Опубликовано в журнале Нижегородское образование, №1, 2014