Авторский проект психолога и терапевта искусствами Софии Королевой
Психологическая палитра
Обновления в блоге

Никакого спама, гарантируем!

Арткинотерапия как метод работы со взрослыми, подростками и семьей

Аннотация:

В статье представлена авторская методика арткинотерапии «Авторская киноанимация» с использованием кино и видео, где клиент является автором собственного автобиографического фильма. Методика предполагает такую работу клиента  со своим взглядом на жизнь, в которой через развитие умений рассматривать трудные ситуации своей жизни в широком жизненном контексте и открывать новые смыслы своих поступков, происходит расширение его возможностей справляться с критическими жизненными ситуациями. В статье рассматриваются теоретические основания методики и первый практический опыт ее применения. Описаны процедуры и техники работы по данной методике со взрослыми, представлены возможности использования метода в работе с подростками и  семьями.

Ключевые слова

Арт-терапия, арткинотерапия, психология переживания, критическая ситуация, культурно-историческая психология, интермодальная терапия искусствами, видеотерапия, авторская киноанимация, подростки, трудности в социальном взаимодействии у подростков, видеоролик, киноискусство.

Art therapy, ArtCineTherapy, teenagers, difficulties in social interaction among teenagers, video, cinema.

Автор статьи и методики София Королева Читать далее

Методика

Методика арткинотерапии «Авторская киноанимация» (далее АКА), которую мы представляем в данной статье, предлагает клиенту стать автором собственного автобиографического фильма, в котором «движения души» автора (от лат. kino – движение, anima – душа) становятся основным содержанием картины, а кино, анимация, видео – основными средствами выражения.

На первом этапе разработки этой методики [5] отрабатывались процедуры и техники взаимодействия психотерапевта с клиентом в процессе создания фильма (при прояснении темы, выявлении значимых образов, формулировке общего замысла, создании  и реализации сценария, в процессе  монтажа и озвучивания). При этом учитывалась специфика взаимодействия,   опосредованного процессом создания фильма, в котором  психотерапевт берет на себя  роль   «мастера», владеющего данным высокотехнологическим средством самовыражения лучше автора-клиента. Помогая автору реализовать свой замысел, «мастер» способствует более глубокому осмыслению проблемы. Таким образом, формируется психотерапевтический диалог, в котором материал, предоставленный клиентом перерабатывается и воплощается  в форме экранных образов.

В заключении  работы над фильмом организовывается заочный диалог  автора с первыми  зрителями. С этой целью  фильмы демонстрируются  независимым экспертам (представителям творческих и психологических специальностей), которые пишут на них отзывы. Затем отзывы предоставляются автору, который, в свою очередь, получает возможность отреагировать на них. Данная процедура помогает отстраниться автору-клиенту от личностно значимого продукта творчества и посмотреть на него глазами Другого.

Далее работа над авторским фильмом была проанализирована и осмыслена нами в контексте психологии переживания [3]. Вот к каким выводам мы пришли:

  • Создание автобиографического фильма можно использовать как метод арт-терапии.
  • Само вовлечение испытуемых в совместное творчество является мощным целебным фактором, поскольку заведомо помещает проблему клиента в контекст «творческого жизненного мира» [1].
  • Проведение психотерапии в форме создания авторского фильма обладает мотивирующим потенциалом, особенно для подростков и молодежи, что позволяет использовать этот метод в случаях недостаточной мотивации клиентов.
  • Теоретическая модель, объясняющая эффективность данного метода, может быть представлена с опорой на разработки психотехнической системы понимающей психотерапии [2] следующим образом.
  • Работа переживания, благодаря которой достигается психотерапевтические эффекты, является культурно-опосредствованной. От полноценности и развитости культурных средств переживания и от организации общения со значимыми другими зависит продуктивность переживания.
  • Работа переживания разворачивается на четырех уровнях системы сознания (это уровни рефлексии, сознавания, непосредственного переживания и бессознательного), от гармоничного соучастия которых во многом зависит успех переживания.
  • Такое культурное средство, как создание авторского фильма в соавторстве с психотерапевтом, дает возможность полного вовлечения всех уровней работы переживания: создавая сценарий фильма, клиент должен становиться в авторскую позицию, активирующую уровень сознавания, при обсуждении фильма включаются процессы рефлексии, сама фактура съемок может запустить процессы переживания по бессознательным каналам и т.д.

На втором этапе разработки методики АКА [6] для выявления  ее психотерапевтического потенциала было проведено качественное феноменологическое исследование. В качестве испытуемых были приглашены студенты-психологи четвертого курса. Испытуемым предлагалось создать фильм на тревожащую их личную тему. Экспериментатор в ходе работы над фильмом занимал несколько позиций: позицию собственно экспериментатора-исследователя, позицию «ассистента режиссера» (экспериментатор знаком с основами кинорежиссуры и операторского мастерства) и позицию психотерапевта. В сознании испытуемых экспериментатор был представлен преимущественно в образе «ассистента», помогающего создать сценарий, снять и смонтировать фильм. Однако для самого экспериментатора основной была позиция психотерапевта, и он стремился направить процесс создания фильма в психотерапевтическое русло.

У каждого участника было взято интервью  (40-50 минут), направленное на выяснение мотивации участия в эксперименте, чувств и эмоций, сопровождающих каждый этап работы над фильмом. Интервьюер интересовался, как изменилось отношение к проблеме, положенной в  основу фильма, после окончания работы, а также спрашивал об общем впечатлении от процесса работы и от результата.

Все интервью были расшифрованы и проанализированы.

По отчетам испытуемых прослеживается, что за время участия в эксперименте сама мотивация участия и значимость разных аспектов полученного опыта сильно менялись. Большинство участников входило в эксперимент с развлекательной мотивацией и желанием «научиться снимать кино», но по мере работы над фильмом для них все более значимым становился диалог по поводу содержания фильма с «ассистентом режиссера» (экспериментатором), с помощниками (студентами-инженерами), с другими участниками и со зрителями. На основании ответов участников можно выделить три измерения диалога, возникающего в процессе работы над фильмом:

  • Диалог с самим собой. (Что я хочу показать зрителю? Как я хочу, чтоб меня поняли?)
  • Диалог с «ассистентом режиссера» и помощником по содержанию и воплощению внутреннего содержания. (Какое эмоционально насыщенное событие или переживание хочется отразить? Какое значение это имеет для меня? Какие образы соответствуют моему состоянию? Какая метафора? Какова последовательность кадров и их сочетание в моем автобиографическом фильме? Какое музыкальное сопровождение будет выбрано и почему?)
  • Диалог со зрителями. (Правильно ли меня поняли? Какие чувства вызывает мое произведение? Какие чувства я хотел вызвать? Совпадает ли то, что я хотел выразить с тем, как меня поняли? Что значит для меня это совпадение или несовпадение?)

Полученные результаты позволяют выделить некоторые психологические механизмы, обеспечивающие реальный психотерапевтический потенциал этой методики.

Первый диалог, который ведётся на протяжении всей работы, способствует самопознанию через глубокое погружение во внутреннее содержание проблемы. Испытуемые отмечают, что такой диалог помогает сформировать позицию Внутреннего Зрителя, умение дистанцироваться от переживания для того, чтобы создать произведение для другого и быть понятым.

Второй диалог способствует самораскрытию через представление своего внутреннего содержания Другому, поиск «означающего», подбор формулировок. Испытуемые отмечают, что необходимо очень четко описать то, что хочешь увидеть на экране, чтобы тебя правильно поняли и помогли снять, смонтировать, озвучить. В этом диалоге формируется позиция Режиссера (авторская позиция по отношению к собственной жизни), который знает, чего хочет, может менять и создавать «реальность» и оценивать результат своих действий.

Третий диалог связан с презентацией фильма и получением обратной связи от зрителей. Этот диалог способствует обогащению смысловой структуры сознания автора, благодаря «встрече» со смысловым миром других людей. Отражение и преломление авторского содержание во взгляде Другого даёт возможность встать в метапозицию, выйти за пределы своего Я. Испытуемые также отмечают, что в результате такого диалога удается эстетически пережить и «присвоить» то эмоционально значимое содержание, которое «упаковано» в законченный творческий продукт.

Проведенное пилотажное исследование позволяет сделать вывод о том, что описанная методика способствует развитию многогранного диалогического сознания, влияет на формирование у автора разных позиций и взглядов на свою жизнь, помогает, оказывает содействие продуктивному переживанию трудных жизненных ситуаций и, следовательно, обладает достаточным психотерапевтическим потенциалом.

Организация работы по методике АКА в группе взрослых клиентов

Следующий этап разработки методики предполагал апробацию АКА на малой группе с предварительной детализацией методических и технических приёмов.

Методику «Авторской киноанимации» удобно использовать в минигрупповом формате (оптимально 6-8 участников). Желательно, чтобы группа была гендерно сбалансирована, но, как правило, на такую работу чаще откликаются девушки. Возраст участников, которые хотят участвовать в таких проектах, колеблется от 20 до 35 лет. Это возраст самоопределения и поиска себя. Участников привлекает возможность стать «режиссером своей жизни» и новые метод работы с собой.

В работе группы большое значение придаётся эстетическому и эмоциональному отклику участников, которые не должны выносить суждений или оценок, но могут делиться эмоциями или ассоциациями, возникающими у них при соприкосновении с продуктом творчества других участников группы. Благодаря этому отклику у авторов работы появляется возможность увидеть со стороны себя, свой внутренний мир и своё переживание, положенное в основу. Такая внешняя безоценочная позиция группы способствует лучшему пониманию себя через отражение в глазах других.

Методика АКА интегрирует в себе несколько подходов гуманистического направления в практической психологии и арт-терапии. В ней представлены элементы  психодрамы и “плейбэка”, фототерапии, танцевально-двигательной терапии, музыкотерапии,  нарративной психотерапии, интермодальной терапии выразительными искусствами.

Первый этап – подготовка, настройка на себя, овладение основными навыками режиссерской работы.

Для того чтобы создать свой фильм со своим личностно значимым смыслом и автобиографическим содержанием нужно очень хорошо настроится на себя, освоить новые методы работы, погрузится в творческий процесс настолько, чтобы барьеры и внутренние защиты, блокирующие самораскрытие, были сняты и ничего не мешало творческому самовыражению и спонтанности. Этой части работы уделяется большое внимание. Кроме того, участникам важно понять, на какой сенсорный (аудиальный, визуальный, кинестетический) канал проще опираться в работе. Такое мультимодальное искусство, как кино, позволяет выбирать наиболее подходящее направление для каждого.

Подготовительный этап включает в себя множество разных техник, которые позволяют, с одной стороны, познакомиться с возможностями и законами кино- и видео- и фотоарта, а с другой стороны – найти эмоционально значимую тему и удобную для себя форму изложения. Ниже представлена часть техник, использующихся на подготовительном этапе работы арткинотерапевтической группы:

  • «Музыка моей жизни». Участникам предлагается выбрать какую-то музыкальную композицию, которая созвучна их душевным переживаниям. Далее, в течение определенного времени у них есть возможность снимать кадры для своего первого клипа. Получается очень простая «настроенческая» видеозарисовка, которая созвучна душе автора. Эта техника отчасти перекликается с музыкотерапией [8].
  • «Чувство в фотографиях». Участники знакомятся с основами построение кадра (крупность планов, выстраивание мизансцены). Полученные знания они тут же опробуют на практике. Участники выбирают одно чувство, которое на момент работы откликается сильнее, и делают несколько фотографий разных планов и ракурсов, чтобы передать своё чувство другим участникам. Безусловно, данная техника опирается на метод фототерапии [10].
  • «Повесть моей жизни». Опираясь на основные законы кинодраматургии, участники составляют повесть своей жизни. Для того, чтобы им было проще соприкоснуться со своим автобиографическим содержанием, используются абстрактные картинки. С помощью ассоциаций и метафор, участники могут делиться фактами своей жизни с другими, скрывая что-то болезненное и не принятое полностью за абстрактными образами. Такая работа позволяет взглянуть на свою жизнь со стороны, увидеть смысл определенных, порой критических событий в контексте всей жизни, предать им другую ценность, а возможно и другую окраску. Этот этап работы является очень важным для всего процесса арткинотерапии и опирается на механизмы нарративной психотерапии [11].
  • «Движение и ритм моей жизни». На этом этапе в работу включается тело. Участникам предлагается двигаться, танцевать под разные ритмы музыки, подбирая наиболее подходящий ритм для своей жизни. Такая работа с собой даёт возможность осознать, насколько выбранный ритм жизни подходит автору. Эта техника заимствована в танцевально-двигательной терапии [7].
  • «Смысл моей жизни». На этом этапе уже начинается настоящая режиссерская и операторская работа. Участник выбирает пословицу, которая передаёт смысл его жизни, и экранизирует её в короткометражном игровом кино. Авторы получают знания о составлении раскадровок и передачи смысла в действии, опробуют эти знания на практике и учатся работе с актером.
  • «Метафора моей жизни». Это еще один видеопроект, который выполняют участники, обучаясь при этом основам видеомонтажа. Им предлагается выбрать кадры из знакомых им фильмов (фразы, ситуации), которые будут передавать метафору их жизни, отвечать на вопрос «На что похожа моя жизнь?». Из этих кадров участники составляют полноценную короткометражную работу, которая, по сути, является видеоколлажем.

Благодаря применяемым техникам, на подготовительном этапе участники овладевают элементарными навыками кинорежиссуры: учатся составлять сценарий, работать с актерами, снимать и монтировать видео, передавать смысл в сцене. Кроме того, они задумываются о ритме своей жизни, метафоре жизни и о смысле происходящих с ними событий. Вопросы, которые приходится им задавать самим себе в процессе такой работы, заставляют взглянуть на свою жизнь со стороны, стать хотя бы на какое-то время не «героем своего романа», а автором и режиссером, который способен видеть весь контекст жизни, смысл происходящих событий, способен менять жизнь в соответствии со своим желанием и концепцией.

Второй  этап – создание собственного автобиографического фильма.

Очень серьёзная подготовительная работа к этому моменту уже проделана. Теперь участники могут проанализировать и интегрировать весь полученный опыт в итоговой работе над своим авторским фильмом. Его жанровые характеристики  могут быть очень разнообразными – видеозарисовка о настроении, клип, видеоколлаж, игровое кино (комедия, фильм ужасов, триллер, мелодрама и т.д.), философское размышление, арт-хаус. Важно, чтобы его содержание  передавало значимый для автора смысл.

В работе с фильмом мы тоже выделяем несколько этапов:

  • формулировка замысла и поиск образов;
  • составление литературного и режиссерского сценария;
  • съемка и монтаж;
  • просмотр и обсуждение готового фильма.

Каждый этап этой работы имеет свой психотерапевтический смысл.

Формулировка замысла и поиск образов в большей степени задействует область бессознательного, позволяет проявиться внутреннему содержанию через образы и ассоциации. Кроме того, на этом этапе есть возможность «выплеснуть» наболевшее в каких-то метафорах и абстрактных картинах.

Литературный и режиссерский сценарий заставляют клиента дистанцироваться от «переживания» и начать анализировать и структурировать опыт, превращая его в текст. На этом этапе происходит и осмысление, и переработка смысла своего переживания.

Съемка и монтаж способствуют еще большему отстранению от личностного содержания, не всегда приятного, и превращению «своего горя и боли» в эстетический образ.

Особое внимание хочется уделить заключительному этапу работы: просмотру и обсуждению готового продукта. На этом этапе происходит сначала полное отстранение от своего переживания. Автор превращается в зрителя и смотрит со стороны на своё творчество как сторонний наблюдатель. Но в ходе обсуждения, представления своих мнений другими участниками происходит принятие своего авторства, интеграция нового, переработанного и переосмысленного опыта в себя. Благодаря зрителям, увидевшим впервые работу, автор начинает по-другому смотреть на свой фильм, замечает некоторые скрытые смыслы, которые неявно были вложены им в картину. Таким образом, на последнем этапе режиссер и автор фильма получает некоторый новый смысл, который транслируется ему его же картиной.

Организация арткинотерапии в работе с подростками

Методика АКА может стать полезным инструментом и в работе со старшими подростками. Во-первых, те процессы, которые запускаются в ходе арткинотерапии, способствуют самоопределению и самопознанию, развитию рефлексии. Благодаря такой работе, подросток, возможно, первый раз всерьёз задумается о своей жизни, о том, что ею можно управлять и строить её. «Авторская киноанимация» может служить профилактическим средством для успешного прохождения кризисных периодов в жизни а подростковый кризис, как правило, является очень острым кризисом в жизни человека.

Есть и  другой аргумент в пользу этого метода работы. Арткинотерапия, как и любая другая арт-терапия позволяет выражать себя, свои чувства через творчество, а не через слово. Подросткам бывает трудно найти выражение тому, что с ними происходит, в словах. Творчество, кино – конструктивная невербальная форма для самовыражения подростка. Ну и, наконец, такая своеобразная самопрезентация через кино и опосредованное самопринятие являются достаточно привлекательными возможностями для подростка.

Работа с подростками предполагает все-таки индивидуальный формат в первую очередь, с возможностью совместного просмотра итоговых работ. Дело в том, что для подбора наиболее точных и конструктивных форм самовыражения, для большего самопонимания подростку требуется помощь специалиста-психолога. Рефлексия у подростка только развивается, поэтому то, что взрослый способен сделать и осмыслить самостоятельно, подросток сможет сделать с помощью психолога.

Работы подростков редко бывают игровыми, клип или видеоколлаж – более доступный для них жанр.

Арткинотерапия в работе с семьей

Арткинотерапия может быть использована и в работе семьей. Тема жизни семьи, конфликтных ситуаций или, напротив, общих ресурсов может стать основой для общего фильма, при создании которого каждый член семьи выполняет определенную функцию, играет особую роль. Создание фильма в работе с семьей рассматривается как «жизнь семьи в миниатюре». Ведь семье постоянно приходится решать какие-то совместные задачи, как-то справляться с трудностями и договариваться. Не всегда это происходит осознанно, не всех членов семьи это может устраивать. В процессе такой творческой групповой работы будут хорошо заметны паттерны взаимодействия, распределение ролей. Задача арткинотерапевта при этом – помочь семье осознать стереотипы взаимодействия, скорректировать ролевое распределение так, чтобы всем участникам было комфортно участвовать в такой творческой проектной работе. Проект создания фильма как модель жизни в семейной системе может помочь всем участникам этого процесса не только осознать, но и перестроить свою модель взаимодействия в творческом, игровом процессе. В дальнейшем, полученный опыт взаимодействия семья сможет перенести на реальную жизнь.

Еще одну возможность даёт семье арткинотерапия: быть вместе, интересно проводить время и слушать, и слышать друг друга. Не у всех и не всегда в жизни есть на это время. Здесь, в специально организованном пространстве, семья может соприкоснуться с таким ресурсом как совместная творческая деятельность. В благополучных семьях этот ресурс доступен: вместе рисовать, петь, ходить на спортивные занятия, путешествовать. В семьях, которые находятся в кризисном состоянии, такая возможность часто просто не рассматривается. Члены кризисной семьи неспособны организовать себе совместный досуг, при этом не поссорившись из-за чего-либо. Конфликтные ситуации настолько прочно внедряются в их жизнь, что получить иной опыт взаимодействия не представляется возможным.

Итак, в статье мы представили одну из возможных методик работы по методу арткинотерапии «Авторская киноанимация». В методике содержатся элементы фототерапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии,  нарративной психотерапии, интермодальной терапии выразительными искусствами и других арт-терапевтических методик.

Теоретический смысл методики раскрывается через психологию переживания Ф.Е. Василюка, культурно-историческую  психологию Л.С.Выготского и теорию деятельности А.Н. Леонтьева. Мы рассматриваем методику АКА как способ повысить культуру переживания как деятельности по совладанию с критическими жизненными ситуациями [3] у взрослых клиентов, старших подростков и семьи как целостной системы. Мы полагаем, что «Авторская киноанимация» может служить средством для профилактики кризиса, будь то возрастной, личностный или экзистенциальный кризис.

В широком смысле арткинотерапия — это духовная практика, в которой человек сам выбирает степень погружения и овладения культурным опытом переживания и овладения своей жизнью. Благодаря психологической работе клиент обретает внутреннюю целостность, благодаря духовной работе человек выходит за рамки себя в сферу универсального, духовного. Фактически, человек, который обращается к этой практике, встаёт на путь поиска Бога в себе, ведь работа направлена на то, чтобы обрести веру в свои силы и способность творить свою жизнь внутри и вокруг себя по образу Творца. Этот путь долгий и трудный, но каждый может выбрать, насколько захочет продвинуться по этому пути. Кому-то будет достаточно просто разрешить одну из своих проблем, а кто-то пойдет дальше к изменению самоощущения и контакта с миром. Естественно, на такие изменения направлена любая духовная практика, психологическая работа также способствует этому.

В заключение хочется добавить, что описанная нами методика продолжает разрабатываться. Мы ищем новые техники и методы для работы с переживанием через творчество. Мы по-прежнему задаём себе вопрос о механизмах  и психотерапевтическом потенциале методики.

Список литературы:

  1. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ /Ф.Е.Василюк // Психологический журнал. – 1995. –  Т. 16. – № 3.
  2. Василюк, Ф. Е. Структура и специфика теории понимающей психотерапии / Ф.Е. Василюк // Московск. психотерап. журнал.— 2008.— № 1.
  3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
  4. Василюк, Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания / Ф.Е.Василюк // Московский психотерапевтический журнал – 1996. – № 4.
  5. Гончарова, С.А. Автобиографический фильм как инструмент исследования и психотерапии. / С.А.Гончарова // Название сборника:  Молодые ученые — столичному образованию. Материалы VIII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / МГППУ– Москва, 2009.
  6. Гончарова, С.А. Психотерапевтические возможности автобиографического фильма / С.А. Гончарова // Вестник Мордовского университета. Серия «Психологические науки/ Мордовский ун-т. – Саранск, 2011. – №2.
  7. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика /Э.Гренлюнд,  Н.Ю. Оганесян. – СПб.: Речь, 2004.
  8. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы /Г.В.Иванченко. —  М.: Смысл, 2001.
  9. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства. /Д.А.Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
  10. Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике / под ред. А.И. Копытина. — Москва: Когито-Центр, 2006.
  11. Уайт, М. Карты нарративной практики: введение в нарративную терапию / М Уайт. — М.: Генезис, 2010.

*Опубликовано в журнале «Семейная психология и семейная терапия» № 2 за 2012 г.